15 марта 2018, 16:44
22
14 минут

Главная задача – обеспечить безопасность

В первый день весны, 1 марта, отмечается Всемирный день гражданской обороны. Важная часть системы ГО – государственный пожарный надзор, в задачи которого входит предупреждение ЧС, связанных с антропогенными и техногенными пожарами. Накануне даты о важности темы и актуальности противопожарной службы мы поговорили с начальником территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Горно-Алтайску Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Алтай Александром ШИЛОВЫМ. Он рассказал о своем коллективе и о том, почему не во всем согласен с политикой послабления противопожарного надзора за предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами.

- Наш отдел входит в состав Управления надзорной деятельности. Подобные подразделения есть в каждом муниципальном образовании, но так как Горно-Алтайск самое большое по числу жителей муниципальное образование, то и штат у нас самый многочисленный, - рассказал Александр Васильевич. – Как следует из названия подразделения, мы осуществляем государственный пожарный надзор и занимаемся профилактической работой.

Некоторое время назад в ряд федеральных законов были внесены изменения, и в настоящее время действуют «надзорные каникулы» – в данный период мы не можем проверять юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся бизнесом. Зато больше сил и времени остается на профилактическую деятельность и работу с населением. Учитывая, что у нас не так много предприятий, пожары случаются в основном в жилом секторе, а надзора в нем в обычное время в разы меньше, мы уделяем этому направлению особое внимание.

Охват населения – от детей ясельного возраста до глубоко пожилых граждан. В детсадах проводим профилактические занятия и уроки, учим стихи и читаем сказки на эту тему, играем и показываем мультфильмы – дети воспринимают информацию в игровой форме. Вообще люди, работающие в нашей сфере, должны быть хорошо образованны и всесторонне развиты – общаться приходится с жителями разного возраста, социального статуса и жизненного опыта. Бывает, сегодня ты идешь в детсад, завтра – к бывшему осужденному, а послезавтра – к министру или другому руководителю высокого ранга. И везде нужно не ударить в грязь лицом, говорить так, чтобы тебя не просто услышали, а поняли всю серьезность темы, адекватно восприняли рекомендации.

Как и во многих других сферах, успех в нашем деле зависит прежде всего от людей, которые работают в службе. Не у всех все получается сразу, но со временем специалисты учатся, набираются опыта и становятся профессионалами.

- Удивительно, но за всю столицу региона с численностью населения, превышающей 60 тысяч человек, множеством офисов и административных зданий, огромной долей в застройке частного сектора отвечают всего пять человек.

- Нас в отделе вместе со мной всего пятеро, и нагрузка на каждого очень велика. Официально рабочий день с девяти утра до шести вечера, но соблюсти этот график удается крайне редко, обычно рабочими делами заняты гораздо больше, чем восемь часов в сутки.

Один из важнейших специалистов нашего отдела – дознаватель территориального отдела старший лейтенант внутренней службы Евгений Валерьевич СТРУГОВ. Он находится на дежурстве круглые сутки 365 дней в году. Несмотря на это, как и все, каждый день приходит на работу, а после дежурит на телефоне – его могут вызвать и вечером, и ночью, и утром: сообщают о пожаре, называют адрес, по которому выехали пожарные, и он тут же срывается и едет. В особо сложные периоды (когда зимой в морозы люди перекаливают печи и греются обогревателями или весной – осенью, когда жгут траву в огородах) у него случается по шесть вызовов за ночь. В задачи дознавателя входит определение причины возгорания. Иногда помогает опрос очевидцев. Если это не позволяет выявить причину, производится тщательнейший осмотр места и сбор материалов. Евгений Валерьевич знает характеристики множества строительных объектов и конструкций, на глаз определяет, как, из каких материалов построено здание. Если дознаватель все же не может установить причину (это бывает, когда пожар быстро развивается да еще, к примеру, произошел взрыв газового баллона), подключается эксперт, но это уже представитель другой службы.

Учатся этой профессии, как и другим специальностям в системе МЧС, в специальных вузах – в России их всего семь; на Дальнем Востоке, в Железногорске, Екатеринбурге, Воронеже, Иваново, Москве и Питере. Наш сотрудник обучается на пятом курсе Железногорской академии Государственной противопожарной службы.

Очень компетентный человек, занимающийся проверками организаций всех форм собственности, – старший инспектор капитан внутренней службы Сергей Витальевич ТЫЩЕНКО. В нашей службе более пятисот нормативных документов, и всеми ими он должен уметь пользоваться. Для него также очень важно уметь общаться с самыми разными людьми

Еще два наших инспектора – девушки, Сынару Борисовна ТОРДОШЕВА и Асем Сатпергеновна КАЛИЕВА. Они помогают Сергею Витальевичу, проводят надзорные мероприятия (проверки), работают с документами и компьютерными программами.

- Часто желание людей что-то улучшить в помещении натыкается на запрет Государственного пожарного надзора. Это связано исключительно с безопасностью? И с чего следует начать, если хочется поменять элементы конструкции?

-  Конечно, главное – безопасность. Все здания когда-то строились согласно СНИПам, затем – по сводам правил, в соответствии с нормами и требованиями безопасности, в том числе пожарной. Мы должны следить, чтобы владельцы или руководители в процессе реконструкции или эксплуатации не ухудшили противопожарные характеристики объекта, а в случае необходимости люди имели возможность эвакуироваться.

Если хочется что-то конструктивно поменять, нужно обратиться в наш отдел (или в ГУ МЧС, документ все равно придет к нам) с просьбой оказать консультацию по вопросам пожарной безопасности (услуга бесплатная). Мы проведем осмотр объекта и расскажем, как и что можно менять, не подвергая людей опасности.  

С просьбой о консультациях, к слову, все чаще обращаются люди, купившие или получившие земельный участок под строительство дома, чтобы заранее максимально обезопасить себя и своих близких.

К сожалению, сегодня в стране действует упрощенный порядок введения в эксплуатацию жилых объектов, упрощенная схема узаконивания строений. С 1 января 2007 года надзорные органы, в том числе и Государственный пожарный надзор, были исключены из комиссий по отводу земельных участков под строительство и по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов. Такой подход облегчает процесс на начальном этапе, но в дальнейшем создает людям большие проблемы.

Те или иные упрощения коснулись не только частных жилых домов, но и помещений, в которых располагаются офисы или торговые центры. К примеру, невооруженным глазом можно заметить опасность, когда два этажа будущего торгового центра строятся из бетона, а третий – деревянный, к тому же утеплен он пенопластом. А мы со своей стороны не можем принять никаких мер. Считаю, Государственному пожарному надзору нужно вернуть полномочия в этом плане. Такого же мнения придерживаются и пожарные, ведь беду всегда легче предупредить, чем потом бороться с ней и устранять ее последствия, особенно когда дело касается огня.

- Считается, что Государственный пожарный надзор бывает излишне строг при проведении проверок на предприятиях и в учреждениях. Это оправданное мнение?

- Начнем с того, что план проверок мы ежегодно согласовываем с прокуратурой, составляя его за шесть месяцев до предстоящего года, в декабре нам возвращают готовый документ, убрав из него «лишние» объекты. По закону мы не можем посещать с проверкой одно и то же предприятие чаще, чем раз в три года (объекты здравоохранения – раз в два года, образования – каждый год).

Распоряжение о предстоящей проверке владельцу здания или руководителю предприятия вручаем за три рабочих дня до ее начала. На проверку организаций отводится до 20 рабочих дней, на малое предприятие – не более 15 часов. За это время мы проверяем документы, вместе с ответственным лицом проводим визуальный осмотр здания, сооружения или территории, сначала на черновике пишем о выявленных нарушениях и способах их устранения. Если они устраняются до окончания проверки, составляем акт о том, что нарушений не выявлено и уходим на год или три, в зависимости от типа объекта. Наша задача состоит не в том, чтобы наказать, главное – добиться устранения нарушения и обеспечить максимальную безопасность граждан.  

Если же нарушения по каким-то причинам не устраняются, мы вынуждены составить протокол, определение о месте и времени его рассмотрения, предписание и постановление о наложении административного взыскания, а также вынести представление вышестоящему руководителю о том, что человек не принял соответствующие меры.

Приведу один пример – в Республиканской больнице реанимация вопреки всем правилам пожарной безопасности находится на седьмом этаже. В постановлении 390 Правил противопожарного режима написано, что палаты с тяжелобольными людьми должны располагаться на нижних этажах здания. Иначе как пожарные будут эвакуировать обездвиженных беспомощных людей, к тому же подключенных к аппаратам, кислородным маскам и подушкам  в случае, не дай бог, пожара? На оборудование потрачены немалые государственные средства, и переносить отделение никто не собирается. В этом случае полагается штраф не менее 150 тысяч рублей и дается три месяца на устранение нарушений. Они обратились в суд – он встал на нашу сторону, затем история повторилась в Верховном и Арбитражном судах. Но есть альтернативный вариант, к которому в итоге руководство больницы и прибегло, – пожарный аудит, то есть независимая оценка пожарного риска. Ею занимаются аккредитованные коммерческие структуры, в которых также работают специалисты по пожарному надзору. Сделав аудит объекта, на основании соответствующих расчетов они дают ряд дополнительных рекомендаций и берут на себя ответственность за то, что пожара в этом здании не будет, а если вдруг и произойдет возгорание, то люди не погибнут.

- А как быть с конструктивными особенностями ранее построенных зданий, например помещений, приспособленных под школы и детсады? Ведь руководители не могут устранить такие нарушения?

- Ну да, лестничные марши с завода поступают шириной 1,2 метра, иногда их вмуровывают в стену так, что остается всего 1,2 метра, тогда как норма, к примеру, для детского сада, 1,35. В этом случае нужно принять предусмотренные законодательством дополнительные меры и подтвердить безопасность расчетами пожарного риска. Пожарная безопасность зданий и помещений считается соблюденной, если риск возникновения пожара и гибели людей составляет десять в минус шестой степени (одна миллионная). При соблюдении всех остальных условий пожарной безопасности специалисты, проведя расчеты в специальной программе, должны доказать, что в случае необходимости люди смогут эвакуироваться до наступления в здании опасных факторов пожара. Принцип здесь тот же: главная задача – не наказать за имеющиеся нарушения, а постараться сделать объект максимально безопасным, особенно когда дело касается мест с большим скоплением людей, и обеспечить безопасность в кубе, если речь идет о детях.

В целом считаю, что наша служба необходима как всему обществу, так и каждому отдельному гражданину. Негативно отношусь к послаблениям в сфере пожарного надзора – это приводит к разболтанности и снижению ответственности. Во всем, что касается безопасности, должны быть строгость и безукоризненность исполнения, будь то предотвращение терактов или профилактика пожаров. Повторюсь: предотвратить возгорание и распространение огня легче и безболезненнее, чем потушить пожар.        

Александр Шилов родился в Барнауле, учился в школе в селе Красногорском Алтайского края. С пятого класса занимался борьбой самбо, которую преподавал Сергей Мордовин (сейчас Сергей Николаевич тренирует детей в Майминской школе №3). Окончил Барнаульский строительный колледж и строительный факультет АлтГТУ им. И.И. Ползунова. В армии служил в пожарной охране космодрома Свободный (ныне Восточный), был пожарным, старшим пожарным, водителем и командиром отделения. С 2000 года, пройдя большой конкурсный отбор, работал в пожарной охране Красногорского – тогда противопожарная служба находилась в системе МВД, а Государственный пожарный надзор и пожарные были единой структурой.

В ТОНД и ПР по Горно-Алтайску УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РА с 2013 года.

Женат, воспитывает двоих детей. Супруга Наталья работает в Минфине Республики Алтай. Дочь Даша учится в выпускном классе Республиканского классического лицея. Второклассник Миша, отличник и спортсмен, занимающийся дополнительно английским языком, – в Лицее №6 им. М.З. Шуклина. О семье Александр Васильевич говорит коротко: «Жена Наташа очень умная, много сил отдает работе, и дети в нее – замечательные ребятишки!» 

Галина МИРОНОВА

Звезда Алтая

 

Фото В. Сухова

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8(388-22) 20-200
Оперативный дежурный
8(388-22) 23-758
Факс
8(388-22) 20-211
Приемная начальника Главного управления
8(388-23) 9-99-99
Единый «телефон доверия»