Безопасность при сплаве на рафтах

В Республике Алтай одним из самых распространенных видов отдыха на воде является сплав по горным рекам на маломерных судах «Рафт». 
       Raft в переводе с английского обозначает «плот». Как вид спорта рафтинг, представляет собой передвижение по реке на рафте, который по своей сути является надувной лодкой определенной конструкции, изготовленной из современных синтетических материалов, что делает корпус рафта крепким и устойчивым. По количеству посадочных мест, рафты бывают разные - от 4 до 20 мест. Большое распространение получили судна с вместимостью 6-8 человек на борту. 
       Для обеспечения безопасности в водном туризме – рафтинге, в обязательном порядке необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Обязательное наличие у каждого члена экипажа индивидуальные средства защиты: спасательные жилеты, защитные шлемы, ремни безопасности, комплект для оказания первой помощи и спасательные сумки. Должна быть удобная одежда и обувь. Для туристского сплава необходимо нахождение на рафте инструктора. 
       Все рафтеры обязаны помнить, что горная река — это не игра, это стихия. А если вы собираетесь сплавляться по полноводной реке, тем более нужно знать, что рафтинг в подобных местах – вещь крайне опасная. 

       Инструктаж по технике безопасности: 
       1. Ваш спасательный жилет и каска должны быть плотно подогнаны согласно фигуре и размера головы. Снимать их нельзя на протяжении всего тура, даже в случае, если вы обходите ногами кокой-то сложный порог. 
       2. Весло всегда необходимо держать правильным образом, т.е. одна рука на т-рукоятке, вторая в 10 сантиметрах от лопасти весла. Если вы держите весло неправильно, то можете нанести им травму человеку, который сидит напротив вас. 
       3. Ваша посадка в рафте должна быть правильная. Необходимо сидеть на бортах, а не внутренних банках, так как посадка на борту дает возможность сильно и эффективно грести. Напротив, если вы прячетесь внутрь, эффективная гребля исключается и рафт не способен преодолевать препятствия (пороги), и создается аварийная ситуация. Также необходимо хорошо закрепляться в рафте ногами, закрепляя одну ногу под переднюю банку, вторую под заднюю банку. 
       4. В случае удара лодки о камень или сильного крена необходимо схватиться за веревку, чтобы предотвратить вылет из рафта. В случае, если вы вылетели из рафта, необходимо сделать один-два мощных гребка, для того, чтобы схватиться за веревку и вернуться в рафт. Если вас отбросило на пару метров от рафта, ваши товарищи в лодке должны подать вам весло и подтянуть вас к лодке, а затем забросить в лодку. 
       5. Человека, которого вы забрасываете в лодку, необходимо повернуть лицом к себе, схватить за спасжилет в месте плечей двумя руками и весом тела резко забросить человека в лодку. 
       6. Если вы оказались на значительном расстоянии от рафта и вас не достать веслом, гид бросит вам спасательную веревку, предварительно крикнув или свиснув для установления контакта. Ваша задача схватить веревку в ближайшем месте, и держа веревку двумя руками, перевернуться на спину. Вас быстро подтащат к лодке и затянут в рафт. 
       7. Очень важно уметь правильно плавать в порогах. В порогах плавают в основном в позиции самосплава и иногда кролем. Позиция самосплава – это когда вы плывете на спине ногами вперед по течению. Ноги должны быть все время на поверхности. В случае, если вас тащит на камни или стену, ногами отталкиваемся о видимую (надводную) часть препятствия, так как под водой может быть карман. Второй стиль, это кроль. Его нужно применять тогда, когда вы находитесь на относительно спокойном участке реки, между порогами. В этом случае необходимо развернуться примерно под 60 -70 градусов против течения и агрессивно кролем быстро достичь берега. 
       8. Если вы попали в бочку, т.е. в устойчивую циркуляцию воды после слива, то для того, чтобы из нее выбраться, необходимо выполнить несколько правил. Первое – попробуйте сгруппироваться, поджав ноги под себя и обхватив их руками. Скорей всего поток сначала потащит вас на дно, а затем донным течением выбросит за пределы бочки. Очень важно сделать несколько мощных гребков вниз по течению от бочки, чтобы вас обратно не затянуло на следующий круг. Если же бочка очень большая, то вам придется развернуться лицом к сливу и агрессивно кролем поплыть в слив. Слив надавит на вашу спину и потоком потащит на дно, затем донным течением вас выбросит. 
       9. Если вы оказались под рафтом, то паниковать, или пытаться пробить дно головой не надо, так как это не поможет. Вам необходимо отталкиваясь руками от дна рафта, перемещаться в направлении потока. Вы очень быстро выберетесь из-под лодки. Очень важно успеть схватиться за веревку, чтобы вас не утащило вниз по течению. 
       10. В случае переворота рафта постарайтесь схватиться за веревку и держаться за рафт. Рафт, даже в перевернутом состоянии имеет огромную плавучесть. Если вы оказались под перевернутым рафтом, не паникуйте. Под рафтом остаются большие камеры, заполненные воздухом. Но находиться в них долго нельзя, необходимо как можно быстрей выбраться наружу. Для этого необходимо схватиться за веревку по периметру рафта и вытянуть себя. Ваш гид залезет на рафт и перевернет его обратно специальной веревкой с карабином. 
       11. Очень важно при любой аварийной ситуации стараться сохранить свое весло, так как впереди еще не один порог. 
       Рафтинг - это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8(388-22) 20-200
Оперативный дежурный
8(388-22) 23-758
Факс
8(388-22) 20-211
Приемная начальника Главного управления
8(388-23) 9-99-99
Единый «телефон доверия»