Что такое комплексная защита населения и как она реализуется?
Комплексная защита населения, это: совершенствование инженерной защиты, обеспечение населения современными средствами индивидуальной защиты, совершенствование эвакуационных мероприятий.
С целью совершенствования инженерной защиты в 2014 году проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны, при этом проведена работа по улучшению их содержания. По итогам инвентаризации уточнен состав и категории имеющихся для укрытия населения защитных сооружений. Вместе с тем выявлена часть защитных сооружений, в которых в настоящее время потребность отсутствует.
Это связано, в первую очередь, с сокращением численности наибольшей работающей смены, для укрытия которой они создавались, и вследствие этого снижением потребности в данных сооружениях в соответствии с законодательством.
Создание убежищ гражданской обороны было связано с созданием и развитием ядерного оружия, которые были предназначены, в первую очередь, для защиты от поражающих факторов ядерного оружия.
Сегодня изменились сценарии современных военных конфликтов, и с учетом этих изменений пересматриваются подходы к предоставлению населению защитных сооружений.
В настоящее время принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.
В соответствии с данным сводом правил постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 737 оптимизирован состав защитных сооружений и категории укрываемого в них населения.
Суть оптимизации состава защитных сооружений и категорий лиц, в них укрываемых, заключается во внедрении дифференцированного подхода в предоставлении населению различных видов защитных сооружений с учетом вероятных сценариев военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций на определенной территории. Так, например, для наибольшей работающей смены по-прежнему будут создаваться убежища ГО - наиболее дорогостоящий вид сооружений; в районах возможного химического и радиоактивного заражения - противорадиационные укрытия; для населения городов, отнесенных к группам по ГО, будут создаваться укрытия, ну а в районах, где вероятность разрушений чрезвычайно мала, будет достаточно использования приспосабливаемых заглубленных помещений подземного пространства или простейших укрытий.
Использование убежищ, противорадиационных укрытий, простейших укрытий, всевозможных помещений подземного пространства позволит обеспечить высокоэффективную дифференцированную защиту населения от обычных средств поражения на всей территории страны.
Важный момент - обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты. В настоящее время она составляет 74 % (43,4 млн. человек).
Однако, в основном это устаревшие модели (ГП-5, ГП-7), поэтому подготовлены планы по обеспечению средствами индивидуальной защиты на новых принципах и утилизации старых противогазов.
Планируется совместно с Росрезервом и регионами уточнить номенклатуру и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях повышения эффективности их использования и сокращения затрат на хранение и освежение.
Следует отметить, что на современном этапе развития военно-политической обстановки изменился характер потенциальных угроз мирного и военного времени. Это требует пересмотра способов и методов защиты населения, а также требований в области гражданской обороны.
В соответствии с приказом МЧС России (от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты») оптимизированы объемы данных средств, накапливаемых в запасах (резервах). Указанные средства должны обеспечивать защиту от конкретного вида химически опасных веществ в зависимости от возможной обстановки.
С учетом новых подходов к зонированию территорий в приказе установлено, что обеспечению СИЗ подлежат только работники радиационно, ядерно- и химически опасных объектов, а также население, находящееся в санитарно-защитной зоне указанных объектов.
При этом склады имущества должны быть максимально приближены к зонам возможного химического и радиоактивного заражения, вплоть до выдачи СИЗ работникам потенциально опасных производств.
Внедрение данных подходов позволит:
- повысить эффективность защиты населения в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);
- более чем на 80 % снизить количество создаваемых запасов (резервов) СИЗ;
- снизить расходы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на создание запасов СИЗ более чем на 1,2 млрд. руб. ежегодно и обеспечить проведение мероприятий по их утилизации.
Сегодня приходится говорить и о новых подходах в вопросах эвакуации населения.
Создание и развитие гражданской обороны во второй половине XX века было неразрывно связано с созданием и развитием ядерного оружия и было ориентировано, в первую очередь, на защиту именно от поражающих факторов ядерного оружия. Считалось, что данное оружия будет применено именно по крупным городам и объектам.
Поэтому раньше планировалась общая эвакуация населения в загородную зону, материальных и культурных ценностей из всех городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, тоже в загородную зону.
В XXI веке приходят новые виды вооружения, меняются подходы к вооруженной борьбе, меняются объекты-цели применения средств поражения.
Рассматривая современные риски военного характера необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия, будут являться пункты управления, вооружение и военная техника, потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
При этом наиболее опасными для населения будут вторичные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химическое, радиоактивное заражения (загрязнение), катастрофическое затопление и др.). Как известно, каждый субъект Федерации имеет свои особенности: площадь территории, плотность населения, число предприятий (в том числе потенциально опасных) и организаций. Значит, следует дифференцированно подходить к защите населения, учитывая особенности каждой отдельно взятой территории.
В связи с этим принят актуализированный Свод правил «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», который содержит принципиально новые подходы к зонированию территорий по степени опасности при военных конфликтах.
Прежде всего, современная эвакуация не будет носить всеобщий характер. Теперь она будет осуществляться локально из зон воздействия вторичных поражающих факторов в случае разрушения потенциально опасных объектов, т.е. из зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), а также из зоны катастрофического затопления при разрушении гидросооружений в пределах 4-х часового добегания волны прорыва.
В настоящее время подготовлен проект нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющий Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Завершается доработка и согласование данного нормативного правового акта с учетом замечаний Правительства Российской Федерации.
Его принятие позволит значительно повысить эффективность эвакуационных мероприятий и оптимизировать затраты бюджетов всех уровней на проведение эвакуационных мероприятий.